А койки перенесли в другие больницы. Правда, не все
14 ноября 2006 года

Учитывая, что этот стационар был специализированным - акушерско-гинекологическим, наверное, следует радоваться, что он здесь больше не прописан. Пациентки "двадцатки" говорят, что качество медпомощи здесь было хорошим, а вот атмосфера - невыносимой, причем в прямом смысле слова. Ну представьте, лежит в клинике женщина с патологией беременности, а тут в форточку задувают химические ароматы...

Главврач больницы Роза Тазиева на это мне, правда, возразила, что некоторые доктора и медсестры проработали в этом стационаре всю жизнь, что не отразилось на их здоровье: "У кого-то стаж 38 лет, у кого-то - 53, и никто не заболел, а женщины у нас лежали всего от трех до двенадцати дней". Ну здоровы они - и слава богу, но для больницы, тем более такой специфической, место все равно неподходящее.

А какое - подходящее? Как выяснилось, "двадцатку" никуда не перевели, а расформировали, передав часть коек в две другие клиники. В специализированном стационаре было 135 коек: 65 - в гинекологическом отделении, 60 - в отделении патологии беременности и 10 - в дневном стационаре. 40 коек переданы бывшей 6-й горбольнице, которая недавно стала БСМП № 2. 30 коек отошли 18-й горбольнице. Итого - 70 коек взамен 135 в старом стационаре.

Впрочем, начальник городского управления здравоохранения Айрат Фаррахов убежден, что такое уменьшение не скажется на качестве медпомощи беременным и гинекологическим больным:

- Во всем мире количество коек на душу населения и время пребывания в стационарах уменьшают, повышая эффективность лечения. А женщины, да еще беременные, - это тот контингент, которым пребывание в стационаре совсем не полезно, ведь больница, какие бы меры в ней ни принимались, это инфицированная среда, там всегда высок риск развития внутрибольничных инфекций. Пусть будет меньше коек - зато больница будет лучше! Под 40 коек в БСМП по программе обязательного медицинского страхования выделяется столько же денег, как под 60 в 20-й больнице - там в полтора раза выше тариф. А многопрофильные стационары, какими являются БСМП и 18-я горбольница, хороши еще тем, что там есть реанимация, хирургия, терапия... Представьте, привозит "скорая" пятнадцатилетнюю девочку с болью в подвздошье. У нее надо исключить аппендицит, холецистит, пневмонию, а в акушерско-гинекологическом стационаре есть только узкие специалисты... Реформы больным только на пользу.

Сторонники реформ в горздраве и минздраве стоят на том, что время узких стационаров и долгих лежаний на больничной койке безвозвратно ушло. Пришло время быстро ставить правильный диагноз и быстро лечить, причем по возможности дома, где и стены помогают. Какой больной с этим не согласится? Проблема в том, что сегодняшняя система ОМС направлена отнюдь не на развитие этого прогрессивного подхода. Потому что она оплачивает койкоместа и человекодни, а не результаты лечения. Грубо говоря, страховщик одинаково заплатит по тарифу и в том случае, если доставленный в больницу на "скорой" человек через неделю уйдет из нее своими ногами, и в том случае, если его оттуда через те же семь дней вперед ногами вынесут. Поэтому, как заметил главврач одной больницы в приватной беседе, бывает, что не в сезон, когда койки не заполняются, он порой кладет на них граждан, которые вполне могли бы лечиться дома. Ну чтобы ему тариф не урезали... Толку от такого лечения, кстати, немного, потому что тариф мизерный - 80 рублей в день за койку.

Продвигая правительственную идею об оптимизации медобслуживания, наши чиновники на коллегиях и совещаниях обычно приводят цифры, согласно которым в России почти втрое, а в Казани так и вовсе вчетверо больше больничных коек на душу населения, чем в США, и вдвое больше, чем в Германии. Но наши граждане лежат в больницах в среднем 11 - 13 дней, а у них - 3 - 4 дня. Зато у них в здоровье нации принято вкладывать деньги: США тратит на здравоохранение около шестнадцати процентов ВВП, а мы - всего три! Поэтому у них 3 дня человек лечится, а у нас 13 - отлеживается. Значит, сократив число коек и сроки лечения, мы сэкономим средства фонда ОМС - и только.

"Вечерняя Казань", Инна Серова